За SIM-ки с долгами придется ответить?
Автор: Виктор Галенко , заместитель генерального директора ООО "Финам"
Ох. Сколько за нами числится SIM карт, может припомнить далеко не всякий. Кто из нас не покупал телефоны родителям, бабушкам и дедушкам, и даже знакомым, которые приехали в гости? Кроме того, мы заводим телефонные номера для городов, где часто бываем в командировках, на отдыхе и.т.д. Таким образом, мы становимся не только обладателями прав, но и не желая этого, должниками сотовых операторов.

Разумеется, это касается и тех, кто сознательно перестал пользоваться номером, навесив на него «роуминг долг», или наговорив огромную сумму на тарифном плане «постоплаты» и сменив сотовую компанию. И это далеко не все варианты.

Короче говоря, почти все мы должны, зачастую не подозревая об этом. Почему не подозревая? Приведу простой пример. В 2008 году, поддавшись рекламе, я приобрел модем SkyLink (ООО «Московская сотовая связь»). Качество связи оказалось просто отвратительным, а главное модем напрочь отказывался работать в местах моего частого обитания (дом, работа, дача), поэтому с долей сожаления был отправлен в помойное ведро после закончившегося оплаченного месяца. А эта чудесная услуга была вычеркнута из памяти. Тарифный план Турбо 500, которым я пользовался, подразумевал предоплату в размере 1000 рублей в месяц. По моему наивному разумению, это априори предполагало невозможность возникновения долга. Как же я ошибся.

В 2010 году в качестве новогоднего поздравления я обнаружил в почтовом ящике грозное письмо от коллекторского агентства с предложением оплатить 3072 рубля долга МСС («Московской сотовой связи») плюс 3990 рублей за работу самого агентства. После этого письма я решил разобраться с проблемой и ее истоками.

Чудовищное любопытство вызвал еще и тот факт, что MCC целых два года благополучно «забывала» о долге и никак себя не проявляла. Никак.

Прежде всего, я обратился в офис SkyLink (МСС) с просьбой объяснить, каким образом я остался должен за услугу, предоставляемую по предоплате, и разъяснить мне происхождение долга. Все оказалось очень просто и одновременно сложно. Почему?

Оказывается, один из пунктов договора содержал следующее положение: несмотря на то, что при нулевом балансе услуга отключается, 80% абонентской платы продолжает взиматься еще 3 месяца, что автоматически делает абонента должником.

Знакомый юрист объяснил мне, что с точки зрения российского законодательства эти требования незаконны и сотовые операторы об этом прекрасно осведомлены, несмотря на то, что пункт прописан в договоре. Тем не менее, решение подобных вопросов находится исключительно в компетенции суда.


Я не был готов судиться из-за такой суммы. Поэтому, в очередной раз прокляв себя за невнимательность при чтении договоров, я обратился в офис SkyLink для погашения задолженности. Там я вдобавок обнаружил, что кроме моего контракта, на мне числится еще один контракт, который я никогда не заключал. Но это тема отдельной статьи, скажу лишь, что следуя совету девушки-оператора, я настоял, чтобы мне прислали факс с копией этого контракта, на которой я увидел свои паспортные данные, но абсолютно чужую подпись, о чем я и написал в компанию.

Теперь о коллекторах. Предложение заплатить 3990 рублей за работу агентства, М.Б.А ООО «Финансы», оказалось «дешевыми понтами» самого агентства, рассчитанными на малограмотных граждан. С точки зрения законодательства, агентство получает проценты из суммы долга и ничего сверх того. Мифическая сумма штрафа является одним из методов психологического давления. Граждане со слабыми нервами автоматом оплачивают обе квитанции (сотовому оператору и агентству). Между прочим, такие «дешевые понты» коллекторов вполне укладываются в статьи о «вымогательстве» и «мошенничестве». Так что, попав в ситуацию, подобную моей, можете смело писать заявление в прокуратуру о факте незаконного требования с вас денег.

В общем, захотелось честных комментариев, которые я непосильным трудом, через знакомых, получил от одного из высокопоставленных сотрудников некого московского коллекторского агентства. Приведу лишь часть разговора.

Вопрос: Какая доля граждан вообще выплачивает долги по вашей работе?

Ответ: Приблизительно 40% добровольно гасит долг, остальные напрочь игнорируют наши требования.

Вопрос: А с какими суммами вообще вы работаете?

Ответ: Честно говоря, считается, что от 1000 рублей, на самом деле от 3000 и выше. Дело в том, что сотовый оператор платит нам примерно 15-25 процентов от суммы взысканной задолженности, что позволяет нам максимум отправить должнику 3 письма и сделать пару телефонных звонков. Да и то, при такой нагрузке на обслуживание долга по рентабельности мы запросто уходим в приличный минус.

Вопрос: А каковы шансы собрать долги с оставшихся 60%?

Ответ: Никаких вообще. Во-первых, подавать в суд даже из-за 3000 рублей мы не будем, так как из 600 рублей мифической прибыли наш юрист не оплатит себе даже 2 часов работы, плюс большинство задолженностей носит с точки зрения законодательства сомнительный характер, особенно в случае, аналогичном описанным вами. Мы можем позволить себе пару-тройку судебных процессов за свой счет, да и то, лишь с точки зрения PR и устрашения остальных.


Вопрос: Т.е граждане, попросту говоря, могут «забить» на требования коллекторских агентств в части претензий сотовых операторов?

Ответ: Это вопрос их совести. Если хотят испортить себе карму, пусть не платят. Вопрос в том, что, не заплатив сейчас, они не заплатят и другим большие суммы, а там найдутся люди или обстоятельства, которые жестко за это спросят.

Вопрос: Я правильно понимаю, что пока бизнес взыскания долгов с должников сотовых операторов не приносит большого дохода?

Ответ: Он вообще убыточен. Другое дело, что мы вынуждены им заниматься исключительно в PR целях. Прибыль мы получаем от взыскания долгов в десятки и сотни тысяч долларов, а «выбивание» долгов с должников сотовых компаний так же бесперспективно, как и с людей, которые не возвращают кредит за холодильник или стиральную машину.

Вопрос: Что вы можете посоветовать людям, которые должны?

Ответ: Как минимум, постараться приложить все усилия, чтобы рассчитаться с долгами. Ну а если долг старше 3 лет, и на вас до сих пор не подали в суд, то вы можете о нем забыть, так как срок исковой давности составляет те же 3 года. Вопрос вашей совести.

Вопрос: И последнее, когда вы сможете вообще реально собирать «микродолги» и возможно ли это в принципе?

Ответ: Возможно в будущем, когда будет принят (внесены изменение в действующее законодательство) закон «об оплате работы коллектора», что сильно лоббируется определенными людьми в Госдуме. Брянские М.Б.А. «Финансы» уже активно «кошмарят» должников такими квитанциями. Тренируются. Остальные не могут себе позволить таких откровенно хамских методов. Коллеги «брянские», а не «московские», им проще.

Ну что ж, подведем итоги. Судя по всему, сейчас не существует действующего механизма, реально заставившего бы нас вернуть долги сотовым операторам. Плюс трехлетний срок исковой давности делает это действие еще более невозможным.
Другое дело, что сотовые компании готовы публично открыть списки должников не только на вебсайтах, но и любым кредитным организациям, поэтому уже в настоящем не стоит удивляться, если вам вдруг не выдадут потребительский кредит или ипотеку. Может мой анонимный собеседник под словом карма и имел это в виду? А вы готовы себе ее испортить ради пары тысяч рублей? Я нет, хотя в моем случае долг был искусственно создан самим сотовым оператором. Но это уже вопрос честности бизнеса самого SkyLink и его руководителей.

Опубликовано на форуме СкайЛинк
http://forum.skylink.ru/article.aspx?aid=66848