В соответствии с пунктом 2.2.1 Устава общероссийского Союза общественных объединений «Союз потребителей Российской Федерации» одной из основных задач деятельности СПРФ является представление интересов российских потребителей перед органами государственной власти и управления Российской Федерации путем участия в разработке и реализации государственной политики регулирования потребительского рынка и формировании правовой базы их защиты.

Уважаемый Евгений Борисович!
Так как Вы являетесь членом Совета СПРФ, что априори предполагает возможность прямого обращения непосредственно в Правительство РФ, то прошу обратить внимание руководства Правительства на правовую неопределенность отдельного положения готовящегося к публикации и, следовательно, введению в действие, постановления Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г.

На сайте Правительства РФ размещен текст постановления Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г. (http://government.ru/gov/results/15317/), пунктом первым которого утверждаются «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в дальнейшем – Правила № 354).
Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления коммунальных услуг устанавливаются правительством РФ, следовательно названные Правила являются императивными нормами федерального законодательства.

Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними,– пункт 3 статьи 539 ГК РФ.
Из приведенных правовых норм следует, что задачей «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» является детализация и конкретизация положений федеральных законов, поскольку названные Правила устанавливают, в том числе, порядок заключения договора (пункт 1).

В соответствии с пунктом 6 Правил № 354 Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
При этом перечень действий потребителя, которые могут свидетельствовать о его намерении потреблять коммунальные услуги, не расшифровывается и, следовательно, не регламентируется.
Подобное содержание нормативного правового акта является свидетельством неопределенности правового содержания пункта 6 Правил № 354, что определенно, после введения в действие названных Правил, повлечет за собой возникновение конфликтных ситуаций с разрешением споров в судебном порядке, в том числе, с требованием признания положений названного пункта Правил не действующими.

Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения,– пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29.11.2007 г.«О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Для урегулирования правовой неопределенности правового содержания пункта 6 Правил № 354 еще на стадии подготовки названных Правил к введению в действие, что позволит исключить возникновение споров в этой части и судебное их урегулирование в дальнейшем, прошу Союз потребителей Российской Федерации обратиться в Правительство РФ с настоятельной просьбой внесения дополнений в Правила относительно регламентации перечня действий потребителя, которые могут свидетельствовать о его намерении потреблять коммунальные услуги.

С уважением,
Александр Георгиевич.