-
Moderator
Проблематика поверки квартирных приборов учета воды.
Уважаемые форумчане! Предлагаю высказать свое мнение по поводу следующего обращения к председателю СПРФ П.Б.Шелищу.
Уважаемый Петр Борисович!
За последнее время в мой почтовый ящик одно за другим попадают
обращения различных частных фирм, предлагающих услуги по "оформлению
заявок на поверку квартирных водосчетчиков" (c солидными ссылками на нормативные
правовые акты).
Я, насколько смог, проанализировал ситуацию и пришёл к неожиданному выводу о том,
что сейчас для квартирных водосчетчиков поверка не обязательна! (см. приложенный анализ). Возможно, этот материал заинтересует и Вас.
С 2011 г. регулирование в сфере коммунальных услуг изменилось (отменены многие
пункты ПП 307, и принято новое ПП 357), кроме того 01.01.2013 вступит в силу еще один важный НПА (ПП 250, см. анализ) - и, как понимаю, к этому сроку нужно легитимизировать поверки квартирных приборов учета воды, установив, в том числе, порядок их проведения и стороны, ответственные за их организацию и финансовое обеспечение.
С уважением, Василий Левчик
Проблематика поверки квартирных приборов учета воды.
1. Оказание услуг ЖКХ не является продажей товара или товарообменной операцией. Соответственно, применение при оказании/потреблении этих услуг не попадает под действие ФЗ “Об обеспечении единства измерений” (см. там п.1 ст.9 и пп.7) п.3 ст.1.), включая и требование этого ФЗ о поверках (ст.13).
2. C 01.01.2013 вступает в действие “Перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, утв. ПП от 20.04.1010 № 250 (ред. от 28.11.2011), в котором установлен порядок поверки средств измерений расхода холодной и горячей воды, применяемые при расчете оплаты коммунальных услуг гражданами.
Однако устанавливающие эту норму пункты 24-26 находятся там в разделе “Осуществление торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров”, что противоречит действующим “Правилам” в области оказания коммунальных услуг, принятых ранее самим Правительством (частично отмененные ПП 307 и новое ПП 354).
3. Таким образом, до 01.01.2013 поверки квартирных приборов учета воды не обязательны (однако обязательны поверки таких приборов при продаже коммунальных ресурсов как товара ресурсоснабжающей организацией исполнителям – в терминах “Правил”).
4. С 01.01.2013 поверки могут стать обязательными, но будут проводиться только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии.
Для легитимизации этого потребуется внести соответствующие изменения в п.3 ст.1 ФЗ “Об обеспечении единства измерений”, дополнив сферы применения этого закона еще и “оказанием коммунальных услуг”.
5. Представляется совершенно необходимым установить порядок поверки квартирных приборов учета воды (п.5 ст.13 ФЗ “Об обеспечении единства измерений”) без их демонтажа – например, с использованием мерной емкости. Т.е. поверяющий специалист наполняет такую емкость поочередно холодной и горячей водой, проверяя результирующие показания подлежащих поверке приборов учета воды. Планируемая же замена же миллионов квартирных приборов уже поверенными в центрах метрологии означает:
- излишнее воздействие на инженерные коммуникации;
- удорожание самой поверки (услуга или работа) как за счет ее усложнения, так и за счет транспортировки приборов учета.
6. Следует заметить, что приборы учета потребления электрической энергии (электросчетчики) реально вообще никогда не поверяются.
7. Владельцами элекросчетчиков в многоквартирных домах являются, похоже, электроснабжающие организации (по-крайней мере, никто из владельцев квартир или квартиросъемщиков в явном виде их не покупал). Аналогично, при “осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров” средства измерения (весы в магазине) принадлежат продавцу, который организует и обеспечивает их поверку.
Однако квартирные приборы учета воды покупаются гражданами – потребителями коммунальных услуг. Поэтому законодательно (“Об обеспечении единства измерений”) следует установить, кто именно организует (является инициатором проведения) и обеспечивает (оплачивает) поверку. Сейчас ниоткуда не следует, что делать это должен потребитель коммунальных услуг.
-
354 "Правила..." относят эту обязанность на потребителя, если иное не предусмотрено договором.
34. Потребитель обязан:
обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета.
-
Проще всего решить проблему - не имея ее.
Например - не ставить счетчики вовсе.
Или не поверять счетчик, а попросту менять его, с учетом хлопот по деньгам будет практически то же самое...
-
Moderator
Сообщение от наталия сергеевна
354 "правила..." относят эту обязанность на потребителя, если иное не предусмотрено договором.
34. потребитель обязан:
обеспечивать
толковый словарь даля:
обеспечивать, обеспечить кого чем или в чем; кому что, устранить попечение, заботу, опасение, дав что-либо верное; снабжать всем нужным, оградить от убытков, недостатка, нужды, от грозящей кому опасности и пр.
применительно к правилам № 354 - это предоставить возможность, в том числе в виде допуска в жилое помещение, демонтажа прибора учета с целью направления его на поверку.
так что вывод не верен по существу.
с доводами же, как я понял, открытого письма я согласен, но отчасти.
в соответствии с пунктами 24-26 "перечня ...", утв. пп рф от 20 апреля 2010 г. N 250, подлежат поверке средства измерений количества энергии, применяемые при расчете оплаты коммунальных услуг гражданами. следовательно в случае отсутствия/наличии общедомового (коллективного) и наличии индивидуальных приборов учета поверка последних обязательна постольку, поскольку оплата производится за потребленные коммунальные ресурсы (товар), поставки которых, на безвозмездной основе на внутридомовых сетях, осуществляют управляющие, вне зависимости от их организационно-правовой формы, организации.
тем самым индивидуальные приборы учета, при их наличии, в товарно-денежных отношениях участвуют, что диктует необходимость в их поверке.
из названного следует, что аргументы в пользу отсутствия необходимости в поверке индивидуальных приборов учета не выдерживают критики.
остается одно: добиться правоприменительной практики, в соответствии с которой осуществление поверки было бы возложено на управляющие организации, что, собственно, корреспондируется со статьей 13 федерального закона рф n 102-фз от 26 июня 2008 года "об обеспечении единства измерений" и правилами предоставления коммунальных услуг..., устанавливающих обязанность потребителя на обеспечение представления, в истинном толковании этого термина, прибора учета для целей поверки.
действующая же правоприменительная практика, в том числе и судебная, толкует термин "предоставление" как обязанность произвести поверку непосредственно потребителем, что, как указано выше, не соответствует установленным законодательством принципам.
Вы имеете право! Но кто же вам сказал, что вы это право сможете реализовать?
-
Считаю, что "снабжать всем нужным, оградить от убытков" и "за счет потребителя" - понятия тождественные! Александр Георгиевич, Вы противоречите сами себе. И не забывайте про противопоставление нормы:"за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета". Вот тогда это будет делать исполнитель, за счет средств оплачиваемых собственником за техническое обслуживание.
В итоге, и в этом случае потребитель несет расходы на поверку.
А Ваша фраза "на безвозмездной основе" изрядно удивила. Все работы по обслуживанию, содержанию и ремонту заложены в тех или иных тарифах, касаемо управляющих - только до границы балансовой принадлежности сетей, т.е. до того места, где общедомовое имущество граничит с индивидуальным имуществом собственника, где основополагающим критерием является то, обслуживает ли оборудование одного потребителя или более. Читаем внимательно ЖК РФ и Постановление от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…». В этих нормах напрямую указано, что электросети - до прибора учета, а иные и того раньше -до первого отсекающего вентиля.
Последний раз редактировалось Наталия Сергеевна; 20.09.2012 в 09:10.
-
Moderator
Сообщение от Наталия Сергеевна
Считаю, что "снабжать всем нужным, оградить от убытков" и "за счет потребителя" - понятия тождественные!
"Снабжать всем нужным, оградить от убытков" не указывает на источник этого действа.
А вот "за счет потребителя" – это уже указание на это источник.
Поэтому тождественными понятиями эти, так скажем, выражения не могут быть в принципе.
Сообщение от Наталия Сергеевна
И не забывайте про противопоставление нормы:"за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета". Вот тогда это будет делать исполнитель, за счет средств оплачиваемых собственником за текущее обслуживание.
Это частные случаи. Речь же идет об общем принципе постольку, поскольку в соответствии с пунктом 2 Правил № 354
"коммунальные услуги" - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений)
То есть речь идет не только о "нежилых помещениях, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участках и расположенных на них жилых домах (домовладений)", но и о жилых помещениях притом, что в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), для целей поставки коммунальных ресурсов не требуется указаний реквизитов акта об определении границы раздела внутриквартирных инженерных систем и внутридомовых сетей инженерно-технического обеспечения.
Тем не менее, даже в случае наличия договора на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирных инженерных сетей, как показывает практика, не является основанием для судов в отказе по взысканию задолженности вследствие пропуска срока поверки. Свидетельством чему служат решения судов относительно сроков поверки газовых счетчиков, где только сам факт пропуска срока (формальные основания) является признаком ответственности потребителя.
Поэтому представляется, что в случае наличия в управляющей организации сведений о наличии введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета эта организация обязана осуществить поверку прибора учета за счет, в том числе, потребителя.
Сообщение от Наталия Сергеевна
А Ваша фраза "на безвозмездной основе" изрядно удивила. Все работы по обслуживанию, содержанию и ремонту заложены в тех или иных тарифах, касаемо управляющих - только до границы балансовой принадлежности сетей, т.е. до того места, где общедомовое имущество граничит с индивидуальным имуществом собственника, где основополагающим критерием является то, обслуживает ли оборудование одного потребителя или более. Читаем внимательно ЖК РФ и Постановление от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…». В этих нормах напрямую указано, что электросети - до прибора учета, а иные и того раньше -до первого отсекающего вентиля.
К сожалению или счастью, но на электросетях наличие вентилей не предусмотрено. Это первое.
Во–вторых, Как было указано выше, "коммунальные услуги" - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса. В соответствии же с пунктом 38 Правил № 354
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Если посмотреть утвержденные Федеральной службой по тарифам РФ методики определения тарифов, то в их состав стоимость услуг управляющих организаций не входят.
Отсюда вывод: "коммунальные услуги", как деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса, возмездной услугой не является!
Возмездными являются услуги по содержанию, ремонту участка сетей, принадлежащих собственникам помещений в МКД, для целей обеспечения, в том числе, качества коммунальных ресурсов на этом участке. И ежели для названных целей применению подлежат «Правила содержания…», то для целей поставки коммунальных ресурсов названные Правила не применимы.
Вы имеете право! Но кто же вам сказал, что вы это право сможете реализовать?
-
Я в Ваших доводах не вижу себе противоречия. И Вы совершенно верно говорите про несоответствие норм права и позиции гражданского судопроизводства в нашей стране. Осталось только предоставить нам ссылки на судебные решения по данному вопросу в подтверждение Вашей позиции. Будем ждать...
-
Moderator
Я не коплю решения клиентов по вопросам общего характера, которые, в частности, можно найти в Интернете.
Вы имеете право! Но кто же вам сказал, что вы это право сможете реализовать?
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
Правила форума
|