Закрытая тема
Показано с 1 по 11 из 11
  1. #1
    Может быть, Вы стесняетесь своей старой машины? Вас беспокоит лишний вес, целлюлит? Вы раздражаетесь, когда не находите в любимом торговом комплексе какой-нибудь мелочи, из-за которой приходится сделать 2 шага до соседнего ларька? Не волнуйтесь – доктор Бодрийяр Вам поможет!
    Наконец-то, на русский язык переведена одна из первых работ Жана Бодрийяра – «Общество потребления» («Республика», «Культурная революция», Москва, 2006). Дошёл до нас сей труд французского философа и социолога с опозданием аж в 36 лет. Однако стоит заметить, что многие нюансы, рассмотренные в данной книге, стали актуальными для нашего общества совсем недавно. Скачать книгу можно здесь http://souz-potrebiteley.ru.ua/index...ack_list&id=22Всё же, время сказывается – человек, вершивший собственными руками историю (Бодрийяр, как известно, принимал активное участие в волнениях 1968 года), тогда ещё ничего не знал ни об Интернете, ни о мобильных телефонах, ноутбуках, кпк, айподах и прочих технических новинках, заполняющих жизнь современного «виртуального» человека. Впрочем, Бодрийяр, одна из главных прелестей которого заключается в его читабельности и понятности, так подробно разбирает и описывает остальные явления, свойственные модели подобного нам общества, что додумать о недостающих элементах не составляет большого труда. Стоит лишь немного напрячься, ведь все предпосылки к размышлениям уже даны заботливым философом.
    Злободневность книги ощущается уже с первых страниц. Сколько за последнее время появилось различных ТК и ТЦ, где можно, не выходя из одного замкнутого пространства, одновременно совершать покупки от простого карандаша до шубы, обедать на любой вкус от итальянской пиццы до суши, развлекаться - играть в бильярд или смотреть кино? Так сразу и не сосчитаешь. А ведь совсем недавно ничего подобного не было. А вот во Франции было ещё в 70-е, и Бодрийяр называет это «целостным, многообразным, комбинированным существованием». Целостным - потому что всё в одном, многообразным – потому что в этом «одном» всего много, а комбинированным – потому что начинают возникать различные комбинации, один элемент тянет за собой другой. Например, если ты пришёл туда только в кино, скорее всего, ты что-либо съешь или купишь «раз уж зашёл». В результате, главную позицию, занимает именно потребление, а всё остальное призвано лишь его разнообразить, добавить удовольствия, сделать приятным, создать симулятивную атмосферу «вечной весны» и праздника.
    Если задуматься, современному человеку вообще свойственно стремление к вечному синтезу. Взять хотя бы мобильный телефон. Изначально он был нужен только для совершения коммуникации – для разговора, но теперь в телефоне должны быть видеокамера, плеер, диктофон, миникомпьютер. Всё целостно и одновременно многообразно.
    Подобные тенденции проскальзывают даже в, казалось бы, консервативной сфере музейно-выставочной деятельности. Многие современные экспозиции ведущих музеев представляют одновременно и живопись, и световую инсталляцию, и музыку. Три в одном. Хочется захватить всё разом. Чем больше тебе предлагают за раз – тем лучше. Общество привыкло к постоянному предложению и «псевдо-ублажению».
    И хорошо, если только «три в одном» или базарное «три на десяточку», ведь желательно ещё и «на 25% больше за туже цену» и «четвёртую получаете бесплатно». Бодрийяр называет это постоянным желанием «кое-чего сверх того», и игра на этом желании создаёт у потребителя иллюзию мнимой выгоды.
    Бодриийяр считает, что современное общество живёт за счёт производства, а чтобы производство существовало нужно непрестанно потреблять его продукты, а для поддержания потребления и существуют все эти ухищрения.
    Кажется, что мы живём в Век Изобилия и Царство Выбора, а, по сути, получается, что мы живём, попадая из одной ловушки в другую, из одного капкана – в другой, и выбираем между ловушкой и капканом. Какой бы, допустим, шампунь мы не выбрали, он навязан нам рекламой, той или иной счастливой, улыбающейся девушкой с неестественно гладкими волосами.
    Вообще, один из главных элементов рекламы – это счастье. Счастье от появления стирального порошка с новым запахом или радость от усовершенствованного чистящего средства для унитаза. Кажется, что если ты будешь покупать все эти вещи, ты достигнешь той высшей степени восторга, которое испытывают люди из рекламы. Некоторые мебельные фирмы составляют рекламные плакаты со счастливыми, улыбающимися семьями на фоне готовых интерьеров, что заставляет потребителей, находящихся в погоне за этим иллюзорным счастьем приобретать весь интерьер сразу, в комплексе. Хлоп – ловушка!
    Второй подвох рекламы – образы и модели поведения, создание стереотипов, о чём писали уже многие. Девушка должна быть худой, длинноногой, пышногрудой моделью, а настоящий мужчина должен обладать тремя вещами, опять же в сумме – отличной машиной, девушкой-моделью и бутылочкой холодного пива (пиво - в нашем варианте, у Бодрийяра – туалетная вода). И тогда, считай, жизнь удалась. Всё это носит в себе ещё и мотив эгоцентризма. Это бег за самовыражением, за тем, чтобы самому себе нравиться, чтобы ублажить свою собственную персону. «Ведь вы этого достойны». Хлоп – капкан!
    Не говоря уж о том, как подобные вещи отражаются на социальном расслоении общества, которое делится на тех, кто «этого достоин» и кто понимает, что, видимо, не достоин, раз не может себе этого позволить. Не видать ему Высшего Рекламного Счастья, разве что, маленькую радость от жевательной резинки.
    Но не будем углубляться в критику «двигателя торговли», этому сейчас и без нас уделяют достаточно внимания. Вернёмся в сферу культуры и искусства. Впрочем, далеко мы не уйдём. Вы, вероятно, уже заметили, что в один ряд ставились музей и базар, произведение искусства и мобильный телефон. А ведь так оно и есть, Бодрийяр уверяет, что искусство ровняется с повседневной жизнью, оно перестаёт существовать как таковое, потому что происходит смерть трансцидентного. С одной стороны, можно и поспорить, а с другой и согласиться. Философ приводит в пример поп-арт и слова Энди Уорхолла «Я хотел бы быть машиной». Всё это тиражирование, размножение…Машина и есть. Машина, которая делает деньги. А Уорхолл популярен до сих пор и последователей у него много.
    Искусство уподобляется одновременно рекламе и самому продукту потребления (вспомним картины Уорхолла, постоянные слоганы в книгах Пелевина), а реклама сама по сути становится искусством. Многие творческие люди переименовываются в «креативных» и уходят из искусства в сферу рекламы, как в 20-е годы уходили в сферу агитации.
    Также Бодрийяр высказывает мысль о постоянной цикличности искусства, его вхождении в повседневность. Это тоже очень легко продемонстрировать – последнее время очень популярна схема «книга-фильм-книга». Например, из последнего - «Код да Винчи» и «Парфюмер». Два немного разных случая. В первом варианте достаточно слабая книга прошла сначала как бестселлер в литературе, потом интерес к ней возобновился, благодаря фильму. Во втором варианте более талантливая книга была испорчена неудачной экранизацией, впрочем, это тоже было неким возвращением. В результате такого всеобщего внимания, оба произведения, действительно, слились с повседневностью, ведь их можно было купить или посмотреть в тех же самых ТК и ТЦ, между выбором обуви и чулок. Да и рекламируется, навязывается это «псевдо-искусство» таким же образом, как чулки. На вопрос читал или смотрел кто-либо данное произведение, практически каждый ответит положительно, но это никак не повлияет на общий культурный уровень, так как искусство, таким образом, становится приниженным и упрощённым. Оно не напрягает, не несёт в себе какой-то избранности.
    Немассовое искусство, становится временным, невечным, Бодрийяр пишет, что раньше премии давали за книги, которые останутся в веках, а сейчас - за самые злободневные. Инсталляции, перфомансы, хеппининги - их, за редким исключением, никак не отправишь в музейный фонд.
    Да и понятие музея постепенно расширяется. Музеем может называться магазин. Выставочной площадью может служить торговый центр. Да и витрины магазинов оформляются практически как музейные. Получается какая-то чехарда, как между рекламой и искусством. Трудно отличить праздник от будней, бытовое от возвышенного. Но не стоит воспринимать это как негатив - каждое время диктует свои правила жизни.
    Всё упрощается, но одновременно и усложняется, везде появляется некая игра. Чтобы заставить, человека что-то сделать, надо его развлечь, как маленького ребёнка при кормлении. Например, мобильный телефон – атрибут делового человека, превращается в настоящую игрушку, в которую можно качать картинки, мелодии, а потом ими меняться. Человек становится более инфантильным. Потребление балует его, но одновременно и не даёт расслабляться. Работаешь – потребляй. Отдыхаешь – потребляй.
    В общем, доктор Бодрийяр объяснит все надуманные и действительные недуги и болезни общества, правильно указав на единый очаг заболевания - потреблядство.

  2. #2
    Senior Member Аватар для Yurij
    Регистрация
    16.01.2006
    Сообщений
    10,273
    Тебя зовут ТОРМОЗ ?

    "Наконец-то, на русский язык переведена одна из первых работ Жана Бодрийяра – «Общество потребления» («Республика», «Культурная революция», Москва, 2006"

  3. #3
    Мое личное мнение: об излишнем потреблении рассуждают мужчины, которые по каким-либо причинам не могут удовлетворить 1) спрос в своей собственной семье или 2) во всех критических точках, где от них чего-то ждут, а у них нет возможности обеспечить всех. Что же касается женщин, то нет экономнее российских, и они никогда не потратятся на бутылку пива или водки и т. п., если рядом голодные, разутые и раздетые близкие люди.
    Жизнь, ну ты даёшь! )))

  4. #4
    Senior Member
    Регистрация
    06.01.2007
    Сообщений
    593
    Цитата Сообщение от Светлана Загвоздина
    Что же касается женщин, то нет экономнее российских, и они никогда не потратятся на бутылку пива или водки и т. п., если рядом голодные, разутые и раздетые близкие люди.
    Зато разбазарят всю зарплату мужа за час в торговом центре на какие-нибудь бесполезные тряпки, которые сами потом выкинут. Итак веердикт - женщина экономна только в 3-х случаях:
    1) Она живёт в сибири в деревне за 500 км от ближайшего магазина.
    2) Женщина является бомжём и ей нечего тратить.
    3) Женщина заперта доме и прикована цепями к стене.
    В остальных случаях от женщины больше проблем, чем пользы.

  5. #5
    Senior Member Аватар для Laster
    Регистрация
    12.02.2007
    Сообщений
    1,497
    Цитата Сообщение от Светлана Загвоздина
    Мое личное мнение: об излишнем потреблении рассуждают мужчины, которые по каким-либо причинам не могут удовлетворить 1) спрос в своей собственной семье или 2) во всех критических точках, где от них чего-то ждут, а у них нет возможности обеспечить всех. Что же касается женщин, то нет экономнее российских, и они никогда не потратятся на бутылку пива или водки и т. п., если рядом голодные, разутые и раздетые близкие люди.
    Очередная утопическая демагогия...

  6. #6
    Долой шовинизм как мужской, так и женский!
    Свободный художник

  7. #7
    Господа! Только Евгений Мясин меня понял на 100 процентов - разумеется, речь о женском шовинизме, но в оч-чень мягкой форме. Ну, типа, как выразился бы какой-нибудь японский поэт: "Избиение лепестками роз - это не больно, но это все равно избиение..."
    О якобы беспричинном и отмороженном шопинге психологи говорят как о сублимации (замещении эмоций). Специалистам, вероятно, виднее.
    Одна моя знакомая, жена не олигарха, но весьма обеспеченного человека, в связи с этим говорит: "Деньги - это самое меньшее, что может мужчина дать женщине".
    И, право, неприятно наблюдать за ситуациями, когда некоторые мои знакомые оправдываются перед мужьями за каждую покупку. Ну как вам понравится нечто такое: "В дождь я выхожу на улицу в туфлях с закрытым носком, а в жаркую погоду - в открытых босоножках, поэтому я и приобрела две пары летней обуви". Или про светлую обувь к светлой одежде и черную к черной и т. п.
    Жизнь, ну ты даёшь! )))

  8. #8
    Долой анархию как одну из форму организованности!
    www.tagunov.ru Скромно и со вкусом.

  9. #9
    Это так заразительно, начинать хорошую мысль со слова "долой"...

    Долой заразу!
    Жизнь, ну ты даёшь! )))

  10. #10
    А что самое характерное, чем больше человек зарабатывает, тем больше ему хочется и приходится тратить. Очень показателен пример в одном из номеров Cosmopolitan - 4 девушки с разными доходами - 11, 16, 40 и 120 тысяч. первая - умудряется откладывать деньги! Зато 2 последние живут в кредит и им ни на что не хватает. Парадокс.
    Когда я пришла - тут так и было

  11. #11
    по мне, пишет тут толпа идиотов. тола тех, на кого рассчитано массовое-псевдо-интеллектуальное искусство. о чем вы, люди? о том, что потребительские свойства товаров меняются каждый сезон? так ведь это потому, что мы (потребители) так захотели.

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения